Организация образовательного процесса

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 43

город Рыбинск Ярославской области

Организация образовательного процесса

 

                                                                                                                                                                                                                                                               

Уровень образования - дошкольное образование;

Форма обучения - очная (дневное 12-ти часовое пребывание);

 Язык, на котором осуществляется    образование        русский    

Колличество воспитанников детскоо сада № 43 на 2016-2017 учебный год- 140 детей

 

    

Краткая презентация программы детского сада

 

Основная бразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, действующего с 01 января 2014 г., учётом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), методических материалов комплексной образовательной   программы  «Детство», разработанной коллективом авторов – преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (О.В.Акулова, Т.И.Бабаева и др.), профессиональным стандартом педагога (утвержденный приказом Министерством  труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. № 544 н), с учетом особенностей учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с 1,5  до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

·         Физическое развитие;

·         Познавательное развитие;

·         Речевое развитие;

·         Художественно-эстетическое развитие;

·         Социально-коммуникативное развитие

Программа разработана в соответствии с:

- Конвенция  ООН о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 года.
- ООН 1990.

- Федеральный законом «Об образовании Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.

-  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // (№ 157, с изм. от 27.08.2015).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный  № 30384).

-  Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)

-  Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.

-  Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

- СанПин 2.4.1.3049-13;

- Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 (дата регистрации- 2015г.);

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Всё содержание программы центрировано на ребенке, и  создания  благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Программа детского сада сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка),опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

характеристики особенности развития детей дошкольного  возраста

Содержание программы рассчитано на детей от 1,5 до 7 лет: группу детей раннего возраста (1,5-3 года), вторую младшую группу (3-4 года), среднюю группу (4-5 лет), старшую группу (5-6 лет), подготовительную к школе группу (6-7 лет).

Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста описаны в Программе «Детство».

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психологических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов. Но в этом возрасте малыши в большей степени подвержены заболеваниям из – за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с 1 деятельности на другую. Взаимосвязь физического и психического развития проявляется особенно ярко, отмечается наиболее прочная связь умственного и социального развития от физического  состояния ребенка. Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психо-физиологических потребностей. Ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия  с игрушками и другими предметами. Использует специфичиские действия, знает назначение бытовых предметов. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность. Владеет активной речью. Появляется интерес к сверстникам, появляются игры. У ребенка развита крупная моторика.

К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Формируются предпосылки к учебной деятельности.

Кроме программы «Детство», детский сад реализует  ряд парциальных программ.

 

Программа  художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А.Лыковой «Цветные ладошки».

Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3.Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно – образной выразительности.

4.Амплификация индивидуального художественно – эстетического опыта.

5.Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6.Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7.Создание условий для много аспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.

8.Формирование эстетической картины мира.

Программа содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных группах дошкольного учреждения (задачи, планирование, конспекты занятий).  Программа обеспечена современными наглядно – методическими и практическими пособиями, усиливает содержание занятий включенных в тематику.

 

 

Программа С.Н.Николаевой «Юный эколог».  Данная программа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Цель программы - формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

 Программа содержит подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ.  В основе программы лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет. Программа «Юный эколог» ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2-7 лет. Программа  позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач.

В программе представлено семь разделов:

1.                 это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.

2,3.  это раскрытие взаимосвязи растений и животных со средой обитания.

2.                 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

2.                 раскрывает взаимосвязь внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

3.                 Показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

4.                 Даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Программа реализуется в  младшей, средней, старшей, подготовительной группах.

Программа  «Основы  безопасности детей дошкольного  возраста», авторы - Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Программа состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.

Реализуется в средней, старшей, подготовительной группах детского сада.

Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду», Н.В. Куцакова

Цель: развитие базовых и творческих способностей ребенка

Задачи:

1. Постепенного формирование у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений;

2. Развитие фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств

Характеристика взаимодействия коллектива с семьями воспитанников

В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние.   

  В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

·         единый подход к процессу воспитания ребёнка;

·         открытость дошкольного учреждения для родителей;

·         взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

·         уважение и доброжелательность друг к другу;

·         дифференцированный подход к каждой семье;

·         равно ответственность родителей и педагогов.

На сегодняшний день в ДОУ  осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

- с семьями воспитанников;

- с  будущими родителями.

Задачи:

1)      формирование психолого - педагогических знаний родителей;

2)      приобщение родителей к участию  в жизни ДОУ;

3)       оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4)       изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

·      ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

·      ознакомление родителей с содержанием работы  ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;

·      участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета

·      целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

·      обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях

 

Реальное участие родителей

в жизни ДОУ

Формы участия

В проведении мониторинговых исследований

-Анкетирование;

- Социологический опрос;

-Интервьюирование;

- «Родительская почта»

В создании условий

 

- Участие в субботниках по благоустройству территории;

-Помощь в создании развивающей предметно-пространственной  среды;

-Оказание помощи в ремонтных работах

В управлении ДОУ

- Участие в работе попечительского совета, родительского комитета, Совета ДОУ; педагогических советах.

В просветительской деятельности, направленной на  повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

-Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»);

-Памятки;

-Создание странички на сайте ДОУ;

-Консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;

- Распространение опыта семейного воспитания;

-Родительские собрания

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений

с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

 

 

-Дни открытых дверей;

- Дни здоровья;

- Недели творчества;

- Совместные праздники, развлечения;

-Встречи с интересными людьми

- Семейные клубы «Знайка», «Дружная семейка», «Навстречу друг другу»;

-Семейные гостиные;

- Клубы по интересам для родителей;

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах;

- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности

 

 

 Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43

 

План образовательной деятельности

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".