Уровень образования - дошкольное образование;
Форма обучения - очная (дневное 12-ти часовое пребывание);
Язык, на котором осуществляется образование - русский
срок обучения - 6 лет
Колличество воспитанников детского сада № 43 на 2018-2019 учебный год- 143 ребенка
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43
План образовательной деятельности
Календарный учебный график
Программа воспитания
Краткая презентация программы детского сада
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, действующего с 01 января 2014 г., учётом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), методических материалов комплексной образовательной программы «Детство», разработанной коллективом авторов – преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (О.В. Акулова, Т.И. Бабаева и др.), профессиональным стандартом педагога (утвержденный приказом Министерством труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. № 544 н), с учетом особенностей учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
· Физическое развитие;
· Познавательное развитие;
· Речевое развитие;
· Художественно-эстетическое развитие;
· Социально-коммуникативное развитие
Программа разработана в соответствии с:
- Конвенция ООН о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.- ООН 1990.
- Федеральный законом «Об образовании Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // (№ 157, с изм. от 27.08.2015).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
- Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
- Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
- СанПин 2.4.1.3049-13;
- Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 (дата регистрации- 2015г.);
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Всё содержание программы центрировано на ребенке, и создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Программа детского сада сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
характеристики особенности развития детей дошкольного возраста
Содержание программы рассчитано на детей от 1,5 до 7 лет: 1,5-2 лет, 2-3 лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста описаны в Программе «Детство».
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психологических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов. Но в этом возрасте малыши в большей степени подвержены заболеваниям из – за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с 1 деятельности на другую. Взаимосвязь физического и психического развития проявляется особенно ярко, отмечается наиболее прочная связь умственного и социального развития от физического состояния ребенка. Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психо-физиологических потребностей. Ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами. Использует специфичиские действия, знает назначение бытовых предметов. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность. Владеет активной речью. Появляется интерес к сверстникам, появляются игры, развита крупная моторика.
К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Формируются предпосылки к учебной деятельности.
Кроме программы «Детство», детский сад реализует ряд парциальных программ:
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
1.Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3.Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно – образной выразительности.
4.Амплификация индивидуального художественно – эстетического опыта.
5.Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6.Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7.Создание условий для много аспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.
8.Формирование эстетической картины мира.
Программа содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных группах дошкольного учреждения (задачи, планирование, конспекты занятий). Программа обеспечена современными наглядно – методическими и практическими пособиями, усиливает содержание занятий включенных в тематику.
Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». Данная программа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Цель программы - формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Программа содержит подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. В основе программы лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет. Программа «Юный эколог» ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2-7 лет. Программа позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач.
В программе представлено семь разделов:
1. элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
2. раскрытие взаимосвязи растений и животных со средой обитания.
3. прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
4. раскрывает взаимосвязь внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
5. показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
Даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Программа реализуется с детьми 4-7 лет.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы - Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Программа состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.
Реализуется в средней, старшей, подготовительной группах детского сада.
Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду», Н.В. Куцакова
Цель: развитие базовых и творческих способностей ребенка
Задачи:
1. Постепенного формирование у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений;
2. Развитие фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств
Характеристика взаимодействия коллектива с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребёнка;
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье;
· равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с будущими родителями.
Задачи:
1) формирование психолого - педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
· ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
· ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
· целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
· обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
Реальное участие родителей
в жизни ДОУ |
Формы участия |
В проведении мониторинговых исследований |
-Анкетирование;
- Социологический опрос;
-Интервьюирование;
- «Родительская почта» |
В создании условий
|
- Участие в субботниках по благоустройству территории;
-Помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды;
-Оказание помощи в ремонтных работах |
В управлении ДОУ |
- Участие в работе попечительского совета, родительского комитета, Совета ДОУ; педагогических советах. |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей |
-Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»);
-Памятки;
-Создание странички на сайте ДОУ;
-Консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
- Распространение опыта семейного воспитания;
-Родительские собрания |
В воспитательно-образовательной деятельности ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений
с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство
|
-Дни открытых дверей;
- Дни здоровья;
- Недели творчества;
- Совместные праздники, развлечения;
- Встречи с интересными людьми
- Семейные клубы «Знайка», «Дружная семейка», «Навстречу друг другу»;
-Семейные гостиные;
- Клубы по интересам для родителей;
- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах;
- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности |